БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ
![](pict/birzhevye_operacii.jpg)
Товарная биржа становится таковой только тогда, когда выполняет триединую цель:
1. Обеспечение страхования ценового риска, то есть страхование от возможных изменений цен (хеджирование).
2. Осуществления спекулятивных операций.
3. Покупка и продажа реального товара.
Исходя из этого, участниками биржевых сделок на товарной бирже является:
* Члены биржи;
* Брокеры, которые выступают как торговые посредники от имени лиц, которые продают-покупают реальный товар на бирже и которых называют хеджерами;
* Особая группа участников биржевой торговли - спекулянты (джокеры), которые используют биржевой механизм с целью получения прибыли от повышения или понижения цены.
1. Страхования ценового риска (хеджирование)
По своей сути хеджирования должно предотвратить (застраховать) возможные финансовые потери от изменения цен в процессе осуществления сделок с отсроченной поставкой (форвард) на реальный товар как для покупателя, так и продавца.
Следует отметить, что само понятие хеджирования значительно изменилось. До 50-х годов были разные его объяснения. Наиболее распространенным было такое: это "продажа (покупка) фьючерсного контракта против предыдущей покупки (продажи) равного количества того же товара или эквивалентного количества второго товара, цена которого изменяется параллельно цене данного товара, с намерением прекратить обязательства по сделкам на ф "фьючерсном рынке путем обратной операции одновременно с завершением операции с реальным товаром и наступлением срока по фьючерсному контракту".
Цель хеджирования - это снятие кредитных и ценовых рисков или их минимизация. Хеджирование используется не для получения прибыли (как спекулятивного, так и любого другого), а для страхования уже существующего прибыли или ограничения угрожающих потерь. Итак, в то время основной особенностью хеджевых операций была одновременность соглашения на фьючерсной бирже и на рынке реального товара и их противоположная направленность.
Однако в 50-60-х годах американские экономисты X. Уоркинг, Д. Ротлидж и Р. Грей разработали новую теорию хеджирования, которая глубже раскрывает его суть на современном этапе. Она нашла свое практическое подтверждение и воплощение в современном законодательстве и регулировании биржевой торговли. Основа ее состоит в том, что цены на реальный товар и биржевые фьючерсные котировки изменяются не параллельно, следовательно, не может быть полного страхования прибыли.
Как известно, главная цель любого капитала - получение максимальной прибыли. В связи с этим упомянутым экономистами выделяется несколько видов хеджирования, в том числе обычное (чистое хеджирование), что соответствует традиционной концепции. По Х.Уоркингом, чистый хеджирования с целью избежания риска сыграло важную роль на ранних периодах фьючерсных рынков. Остальные виды хеджирования (арбитражное, селективное, предполагаемое) преследуют цель не только избежание риска, а получение дополнительной прибыли.
Другие статьи по теме:
- ВАЛЮТА КАК ТОВАР- Органы управления товарной биржей
- СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ товарной биржи
- Последствия невыполнения соглашения
- РЕГИСТРАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ СДЕЛОК