РОЛЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
Однако в процессе определения реального уровня цен на оборотных товарных рынках, в том числе и на агропродукцию, возникают проблемы, которые затрудняют их расчеты. Прежде всего, это наличие постоянных ценовых колебаний, системы надбавок и скидок с учетом состояния рыночной конъюнктуры, места и времени торговой сделки и т.п..
В конечном итоге это и обуславливает явление, когда цены на идентичную продукцию имеют определенные колебания по уровню.
Инструментом количественной оценки изменений динамики и уровня мировых цен ценовые показатели, важнейшими из которых являются:
* Контрактные цены на конкретном товарном рынке отражают уровень цен на продукцию определенного качества при соответствующих условиях поставки и оплаты;
* Цены предложения - это цены официального предложения продавца, которые отличаются от контрактных цен на величину скидки, которой в ходе переговоров достигает покупатель.
Цены биржевых товаров активно реагируют на изменения конъюнктуры рынка. Незначительное ухудшение или улучшение общехозяйственной конъюнктуры сразу же влияет на уровень биржевых котировок, поскольку цены фактических сделок отражают их реальный уровень на данный момент.
В мировой практике на сырьевых товарных рынках для внебиржевых товаров широко применяют как критерий уровня цен справочные цены, т.е. цены продавцов. Так, при снижении спроса справочные цены в течение определенного периода еще остаются неизменными, а реагирование на ее изменение осуществляется путем увеличения или уменьшения скидок.
Поэтому справочные цены является только отражением тенденций в развитии цен. Настоящий уровень цен на данный момент можно оценивать только с учетом тех скидок (или надбавок), которые, как правило, предоставляются при заключении сделки. При этом размер скидки при увеличении спроса уменьшается или вообще цена продажи превышает справочную.
При ухудшении конъюнктуры и спада спроса скидки со справочной цены увеличиваются. Поэтому более объективное представление об уровне цен могут дать не справочные цены, а реальные, то есть цены фактических сделок.
Справочные цены регулярно публикуются, в частности, в ежегоднике ЮНКТАД - "Monthly Commodity Price Bulleten", Международного валютного фонда - "International Finacial Statistics" и других изданиях.
В зависимости от конъюнктуры и взаимоотношений между покупателями и продавцами, между уровнем справочных цен и ценами фактических сделок формируются цены биржевых котировок. Однако, в отличие от биржевых котировок, установление уровня реальных цен внебиржевых товаров имеет определенные трудности, поскольку цены в большинстве случаев известны только продавцу и покупателю.
При существующей практики определения свитов.ои цены мы фактически фиксируем цены, которые не достаточно точно отражают реальное их уровень. Ведь, как правило, цены на определенный вид товара определяется на основе нескольких биржевых котировок, а именно: цены реального товара (spot prices), срочных сделок или фьючерсных цен (futures) на различных товарных биржах мира и при различных базисах поставки. Цены, определенные таким образом, колеблются количественно.
При таком подходе к определению уровня мировой цены на тот или иной продукт нельзя назвать реально существующий ее уровень. Мы можем только утверждать, что по этим ценам реализовалась продукция на определенную дату, месяц, год, т.е. в прошлом, но не реализуется в данный момент на мировых товарных рынках.
Подход, при котором в смысле мировой цены выступают биржевые котировки, дает возможность объективно анализировать конъюнктуру на мировых рынках определенных товаров на краткосрочный период и рассчитывать их прогнозные уровни на ближайшую перспективу, Кроме того, в основу анализа должны закладываться сопоставимы, согласно международным методикам, натуральные и стоимостные показатели.
Исходя из вышеизложенного, на значительно длительный период времени и при изучении проблем формирования рыночных цен в международной торговле наиболее объективно мировой их уровень отражает так называемый показатель удельной стоимости товара, или удельные цены, т.е. отношение общей стоимости реализованного (экспорт) или купленного (импорт ) данного вида товара во всем мире в его общих физических объемов.
Другие статьи по теме:
- КОТИРОВКИ- СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
- Ликвидация сделок с реальным товаром
- СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОНДОВОЙ БИРЖИ