Содержание правового регулирования биржевой деятельности
Большинство бирж за рубежом, Токийская фондовая биржа, требует от работников специального обучения, которое организуется этими же биржами.
Государственные органы имеют право контролировать деятельность бирж на предмет выполнения правил и положений о порядке ведения торгов. Государство, как один из крупнейших эмитентов и активный участник рынка ценных бумаг, заинтересована в необходимых условиях обращения ценных бумаг, определении их рыночной стоимости, распространении надежной информации о ценах на рынке ценных бумаг, обеспечении техникой биржевых залов, предоставлении биржам современных линий коммуникаций, в том числе спутниковой связи.
Государственные органы на основе действующего законодательства контролируют финансовую деятельность бирж. Биржа не имеет права выступать как инвестор, то есть вкладывать средства в деятельность, не предусмотренную биржевым законодательством, выпускать ценные бумаги (за исключением собственных акций).
Членами биржи, в частности фондовой, могут быть государственные, муниципальные предприятия, а также государственные исполнительные органы, которые владеют имуществом. Одной из задач этих организаций является осуществление операций с акциями и другими ценными бумагами, в частности, с облигациями, которые принадлежат государству.
Допустимая финансовая деятельность фондовой биржи может осуществляться за счет:
* Продажи акций самой биржи, которые дают право стать членами биржи;
* Регулярных взносов членов биржи;
* Биржевых сборов от каждой сделки, заключенное на фондовой бирже;
* Проведение экспертиз и реализации информации.
При этом государственным органам, которые регулируют деятельность бирж, необходима информация как о самих бирже, так и об их финансовых результатах.
США, в частности, используют информацию о средних ценах акций на фондовых биржах в составе других показателей (всего 11 переменных индексов) для прогнозирования будущего направления изменения реального ВНП. Подобные подсчеты проводятся ежемесячно, благодаря чему правительство информацию о динамике изменения ВВП.
Исходя из практики деятельности Министерства торговли США, "индекс опережающих индикаторов" довольно часто правильно предусматривает (предупреждает) изменения в экономике. "Индекс опережающих индикаторов" может рассматриваться как реальная, но недостаточная информация, поэтому она с большой осторожностью используется государством для определения макроэкономической политики страны.
"Индекс опережающих индикаторов" или подобная ему группа показателей украинского рынка могли бы использоваться и в Украине для прогнозирования ситуации в стране и принятия соответствующих решений по корректировке макроэкономической политики.
К сожалению, в Украине подобная практика не получила развития в связи с тем, что процесс становления рыночных отношений в экономике находится в стадии формирования.
Составной частью государственного регулирования выступает лицензирование как биржевых институтов, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.
Лицензирование нужно рассматривать как способ разрешения биржевой деятельности и контроля государства за соблюдением требований действующего законодательства Украины, предъявляемым к экономико-правового и организационного статуса бирж.
Другие статьи по теме:
- ИСТОРИЯ деятельности товарных бирж В УКРАИНЕ- Понятие и элементы денежных систем
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
- Договор о поддержании листинга
- РЫНОК ТРУДА