ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
Поощрительные фонды из прибыли предприятий создают необходимые стимулы для достижения лучших результатов хозяйствования, потому что именно эти фонды являются главным источником средств для материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных потребностей и производственного развития. Определение приоритетности тех или иных направлений использования чистой прибыли является исключительно внутренним делом самих предприятий.
Специальные финансовые льготы также способствуют созданию благоприятных условий для отдельных хозяйствующих субъектов и применяются преимущественно в виде полного или частичного освобождения от налогов, применения деференцийованих ставок налогообложения, исключение определенных сумм из налогооблагаемых доходов, предоставления права на проведение ускоренной амортизации. Одновременно рыночный механизм предусматривает создание для всех предпринимательских структур равных условий для деятельности, и поэтому перечень льгот в налогообложении не должно быть значительным.
К финансовым стимулам относится и финансирование за счет государственных средств развития отраслей народного хозяйства, их структурной перестройки, подготовки и повышения квалификации рабочей силы, научно-исследовательских работ, природоохранных мероприятий. Но в современных условиях хронического дефицита централизованных финансовых ресурсов объем средств, направляемых на удовлетворение указанных потребностей, ограничен.
В финансовых рычагах важное место занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призваны усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования в выполнении взятых обязательств (договорных условий, уплаты налогов и сборов и т.п.). В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Наиболее распространенными среди них являются штраф и пеня.
Штраф - это мера материального воздействия на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил. Накладываются, как правило, в твердой денежной сумме.
Пеня - применяется при несвоевременном исполнении денежных обязательств i начисляется за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.
Для нормального функционирования финансового механизма, а в его составе финансовых методов и рычагов, необходимо соответствующее их нормативно-правовой обеспечения, которое представлено, в первую очередь, Конституцией Украины, большим количеством законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов.
Законы принимаются высшим законодательным органом - Верховной Радой Украины, являются обязательными к выполнению, имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам. Большое значение в регламентации финансовых отношений имеют следующие законы: "О собственности", "О системе налогообложения", "О бюджетной системе Украины", "О предпринимательстве", "О предприятиях в Украине" и другие.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются компетентными государственными органами на основании действующих законов и их исполнении. К таким документам относятся Указы Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров, приказы министерств, международные договоры, заключенные и ратифицированные Верховной Радой Украины и т.п..
Другие статьи по теме:
- Понятие и элементы денежных систем- БИРЖЕВОЙ ТОВАР
- СОЗДАНИЕ БИРЖ
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
- ИСТОРИЯ деятельности товарных бирж В УКРАИНЕ