ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
В 1995 году был принят Закон Украины "О бюджетной системе Украины", который определил основные принципы построения бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между отдельными ее звеньями, порядок бюджетного планирования и бюджетного процесса. Полное воплощение в практику этого закона является первоочередной задачей современной финансовой политики.
В состав общегосударственных финансов в Украине входит система государственных целевых фондов. Отделение в начале 90х годов от государственного бюджета отдельных государственных фондов с четко определенными источниками образования и направлениям использования способствовало налаживанию надлежащего контроля за расходованием средств и сбалансирования доходов и расходов фондов. Но позже, в связи с хронической нехваткой финансовых ресурсов на государственном уровне, возникла необходимость присоединения некоторых внебюджетных фондов в Государственный бюджет Украины (Пенсионный фонд, Фонд Чернобыля, Государственного инновационного фонда, Государственного фонда содействия занятости населения).
Государственные целевые фонды по целевому назначению подразделяются на экономические, социальные, научноисследовательские, страховые и др.. Они могут быть созданы как на общегосударственном, так и на местном уровне.
В систему государственных целевых фондов входит более 30 фондов. Крупнейшими по абсолютным размерам, с четко определенными источниками образования, а также обязательным характером отчислений являются: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования Украины, Государственный фонд содействия занятости населения, Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Государственный инновационный фонд.
В общегосударственных финансах есть особое звено финансовых отношений - государственный кредит. Существование государственного кредита связано с постоянным противоречием между потребностями государства и его финансовыми возможностями, с хронической нехваткой централизованных финансовых ресурсов и, в частности, с бюджетным дефицитом. Государство выступает как заемщик средств (а ее кредиторами являются юридические и физические лица), кредитор и гарант. Важнейшими формами государственного кредита являются государственные займы, грошоворечови лотереи, использование части вкладов населения в сберегательных учреждениях, использования средств Государственного заемного фонда. Государственные займы могут сопровождаться выпуском ценных бумаг (государственных облигаций и казначейских обязательств) или быть в безналичной форме (путем записей на соответствующих счетах). Государственные займы бывают внешними и внутренними.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, как совокупности обязательств государства перед населением, юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями. В расходной части Государственного бюджета Украины ежегодно предусматриваются расходы на обслуживание государственного долга.
Другие статьи по теме:
- Виды бирж- Цели фьючерсной торговли
- ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- СУБЪЕКТЫ РЫНКА ТРУДА И ИХ ФУНКЦИИ
- ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ